ПРЕССА: “Произошла подмена понятий…”

Вячеслав Титов:

Статья «Произошла подмена понятий…..»

Проблемы обучения в автошколах

Проблемы обучения будущих водителей общеизвестны. Часто приходится слышать: что автошколы обучают плохо, вымогают средства, относятся недобросовестно к процессу обучения. Более того, эти проблемы, похоже, только усиливаются. В стране за прошлый год снова выросло количество ДТП, совершённых водителями со стажем вождения до одного года.

Почему так получается?

Сегодня мы поговорим на эту тему с человеком, посвятившим подготовке водителей большую часть жизни. Вячеслав Александрович Титов – автоэксперт, преподаватель с многолетним опытом работы, бывший экзаменатор ГИБДД, консультант мировых судов.

 

В стране системный кризис при обучении кандидатов в водители

– Вячеслав Александрович, так всё-таки, можно ли говорить о неком системном кризисе в обучении водителей?

– Конечно. И предпосылки его появились после всеобщего кризиса 2009-го года. Так совпало, что были приняты новые требования при лицензировании автошкол, новые приказы МВД по регулированию их деятельности.

Произошли реформирование системы подготовки водителей, ограничение сдачи экзаменов экстерном (самоподготовкой), повышение уровня жизни и основанный на кредитах автобум и всё это привело к наплыву курсантов в автошколы. В образовательных учреждениях появились долгожданные деньги, улучшилась учебно-материальная база, выросла зарплата. Короче говоря, – бизнес стал «вкусным».

И немедленно хлынули в этот сектор люди с деньгами и с бизнес-планами, рассчитанными по схеме «мало вложить – много получить». Далёкие от тонкостей обучения, педагогики, вопросов безопасности дорожного движения. И даже в кризис, по инерции, их количество продолжало увеличиваться.

 

Наличие недобросовестной конкуренции

– Но, ведь, считается, что конкуренция на рынке – это хорошо, это идёт на пользу потребителю….

 – Смотря, какая конкуренция. Понимаете…произошла подмена понятий. Ведь, автошкола, по идее, – это некоммерческая организация, то есть создаётся не для получения прибыли. Главная цель не в том, чтобы денег «срубить»! Надо учить ездить и пользоваться автомобилем! Обеспечить безопасность движения в первую очередь. Понятно, что при этом нужно и на жизнь заработать и обеспечить все учебные процессы.

Кто сейчас об этом помнит?

Люди, совершенно не понимая предназначения, специфики; начинают даже не учить – услуги только оказывать, учебный класс предоставить, учебный автомобиль, видео показать. При таком раскладе не стало хороших преподавателей – зачем они нужны? Нанял кого попроще (у него и запросы меньше), он включил видеофильм – смотрите, учитесь….

 

Проблемы с преподавательским составом

– И куда же делись хорошие преподаватели?

– Ушли. Их и было-то немного. А сейчас вопрос подготовки преподавателей, мастеров по вождению стал очень острым. Нет единой системы их обучения и повышения квалификации. Чистая формальность . Пришёл, лекции на видео просмотрел, корочки получил – и вперёд – других учить. А бывает – и без лекций (!)

Да что там инструкторы. Нет грамотных руководителей автошкол. Они сами ведут на дороге себя более чем сомнительно. Тонируют автомобили, нарушают ПДД, гоняют не в пример остальным. Возьмите алфавитную карточку ГИБДД – там целая галерея нарушений. Это руководитель. Какие у него будут работники?

 

Работаем ради людей

– Я так понимаю, что Вы не ставите себя на одну доску с ними….

– Я в этом вопросе специалист. А уважающие себя профессионалы ведут себя соответствующим образом. У нас подготовка, скажем, мастера по вождению – это процесс, растянутый во времени. Недели две новичок наблюдает за работой других, присматривается. Потом долгое обучение и стажировка. Экзамен. Над мастерами у нас стоит экзаменатор. Это человек, который приближен к преподавательскому кругу, специалист по теории и практике. Он контролирует работу мастеров, принимает внутренний экзамен у курсантов. Поскольку мастера бывают не очень сильны в теории – экзаменатор необходим. Он доводит мастеров до хорошего профессионального уровня. А над ним стоит директор, – то есть я. Смею заявить, что разбираюсь в этих вопросах хорошо. За плечами 26 лет преподавания и работы мастером по вождению. Могу увидеть ошибки и корректно поправить. Наши преподаватели по теории так же проходят подготовку. Занимаются по теории вместе с учебной группой, а потом начинают преподавать самостоятельно.

Вот такой подход. Консервативный? Да. Затратный? Да. Как бы лишнее время, дополнительные люди и расходы. Но в итоге – наши курсанты чувствуют себя на дороге уверенно.

 

Существует демпинг цен на обучение

– А молодые школы благополучно оптимизировали эти и другие статьи расходов. И выставляют более привлекательную цену за обучение….

– Помните, где бывает бесплатный сыр?….

Стоимость обучения нельзя опускать ниже определённого уровня, иначе – начинается профанация. Вот эти автошколы с минимальным набором преподавателей-новичков пытаются любым путём закрепиться на рынке. Сбрасывают цены (демпингуют), в первую очередь. В итоге: сами толком не работают и другим не дают.

На чём экономия идёт? На качестве обучения, меньше теории. Меньше вождения. А если мы не можем себе позволить халтурить, надо честь марки держать – то получается, должны работать себе в убыток.

А некоторые автошколы 2-3 месяца (бывает и меньше) решают задачи из билетов на занятиях. Да, можно экзамены сдать. А готов ли курсант к самостоятельному вождению в городе? Что с ним будет дальше?

Но со стороны все эти нюансы не видны, конечно….

 

Что за этим следует……

– И вот Вы заговорили о халтуре. Давайте сформулируем: какие приёмы отличают недобросовестных игроков на вашем рынке.

 

– Сокращённый курс лекций и вождения. И то, как учат сдавать экзамен в ГИБДД вместо того, чтобы научить правильно управлять автомобилем. А бывает откровенное «кидалово»: курсанту, клюнувшему на «обучение за 17000 рублей», вдруг объявляют, что топливо оплачивается отдельно. А он уже заплатил, уже в процессе, уже вождение начинается – куда тут денешься? А тут ещё недобросовестные мастера по вождению «раскручивают» на дополнительные платные занятия за отдельную плату, мимо кассы автошколы. Ничего не дают на занятиях, а потом говорят – надо тебе дополнительно позаниматься, а то не сдашь экзамены… Солидная автошкола никогда себе такого не позволит. Стандартного курса вождения – 50 часов (по 60 минут час) – должно хватить для полноценного обучения.

При выборе автошколы надо смотреть: не где дешевле, а где качественное обучение. Нельзя на качестве экономить. Чтобы потом не удивляться: почему в вашей группе никто не может экзамены сдать в ГИБДД…

 

– А так бывает??

– Конечно. Есть автошколы, у которых процент сдачи с первого раза – 2%. Или вообще – ноль. Не могут обучать и подготавливать. И никто им ничего не сделает. Нет механизма по отзыву лицензий. Даже у тех, кто явно не справляется. А их демпинг цен разрушает рынок. И провоцирует работать так же халтурно. В этом ещё одна проблема.

Тут только государство может навести порядок.

 

Необходима настоящая реформа в водительском образовании

– А когда оно собирается это сделать? И какие перспективы ожидают вашу сферу?

– Это случится в том случае, когда государство решит количественные показатели перевести в качественные, когда кто-либо решит вникнуть в суть проблемы, когда решит взяться за серьёзное снижение в очередной раз количества ДТП в стране, количества погибших и получивших увечья.

Посмотрим: как это скажется на общей ситуации. Я, всё-таки, надеюсь, что будут введены новые стандарты при обучении кандидатов в водители и при приёме экзаменов в ГИБДД. Хотелось бы, чтобы системы обучения водителей, приёма экзаменов были прозрачными для всех. Благо что Интернет позволяет это сделать. Автошколы-однодневки уйдут с рынка и останутся честные игроки, а в итоге выиграют все!

Поиск


ВКонтакте